Новости
ТОДДЛЕРЫ - самостоятельный малыш! Что за курс?
16
04/15

Это популярное на Западе направление развития бытовых и жизненно- 
важных навыков у малышей раннего возраста. Дело в том, что наши 
зарубежные «коллеги» – родители и психологи уже осознали, что упор на 
интеллектуальном развитии в детстве не приносит желаемых плодов и не 
обеспечивает успеха ребенку. Необходимо сочетание разнообразных видов 
деятельности, и прежде всего, важно подготовить ребенка к жизни в социуме 
с его правилами и опасностями. Это значит, что малыш должен научиться 
оставаться без мамы в коллективе и самостоятельно позаботиться о себе: 
умыться, одеться, поиграть, попросить о помощи. Именно такой ребенок 
готов к детскому саду и сможет в его условиях сохранить и развить свои 
личностные задатки и способности. 



Само слово «тоддлер» введено на Западе, как попытка выделить детей 
от года до 3 (4) лет в особую категорию, как подростков. Почему это так? 
Потому что ребенок после одного года впервые получает свободу 
передвижения. Это вызывает скачок в его развитии, провоцирует протестные 
реакции (капризы, слезы и т.д.) и открывает пути для впитывания любого 
нового опыта. Именно «впитывания», а не обучения. Ребенок смотрит на 
взрослого, получает от него небольшую поддержку и действует сначала 
неуверенно и неуклюже, а затем все точнее и смелее.

Чему научится малыш в тоддлер группе? 
Ухаживать за собой и своими вещами, помогать в приборке и уходе за 
домом, на кухне, пользоваться ножницами, кисточкой, молоточком, листать 
и рассматривать страницы книги, общаться: просить о помощи, 
интересоваться делами и играми других детей, не давать себя в обиду, 
соблюдать правила группы. 

Почему маме и ребенку стоит посещать тоддлер-группу? 
На это есть несколько причин. 

1. На формирование гигиенических и бытовых навыков в домашних 
условиях порой просто не хватает времени. Они требуют длительных 
тренировок и постоянных подкреплений. А самое главное малыш хочет 
мыть пол именно когда мама его протирает, резать овощи, когда мама 
готовит и т.д. Маме часто некогда совместить домашние дела и 
обучение малыша хозяйничать. Тоддлер группа – это специальное 
место и время для формирования навыка. Здесь специалисты 
заинтересуют ребенка, а маме не нужно будет разрываться между 
плитой и малышом за кухонным столом. 

2. Формирование социальных навыков в домашних условиях очень 
ограничено. Дома малыш сможет научиться общаться только с 
близкими ему людьми. Но разве все будут так к нему расположены в 
жизни, как мама, папа или бабушка? Наряду с индивидуальными 
упражнениями в тоддлер-группе малыш получит возможность 
участвовать в деятельности совместно с другими детьми: играх, труде, 
твочрестве. Это поможет ему социализироваться, чувствовать 
уверенность в коллективе. Дети научатся приветствовать друг друга, 
оказывать и просить помощь, улаживать первые конфликты. 

3. Ранний возраст еще М.Монтессори называла «впитывающим» 
сознанием. Большинство личных качеств, ценностей, способностей 
закладывается именно в этот период. И пусть мы видим лишь 
неуклюжие попытки малыша справиться с кисточкой или веником, на 
самом деле за этим стоит огромная работа головного мозга, 
координирующем работу мышц, зрения, слуха, кожной 
чувствительности, мышления, эмоций и т.д. Такой способностью к 
обучению не обладает ни один взрослый человек, поэтому так важно 
воспользоваться преимуществами раннего возраста. 

4. Нервная система ребенка раннего возраста обладает определенными 
особенностями. А именно – процессы возбуждения преобладают над 
торможением. Малыша очень трудно успокоить и заставить сидеть 
неподвижно. Именно поэтому малыша значительно легче научить что- 
либо делать, чем воздерживаться от не желаемого действия. 
Правильнее не ограничить доступ ребенка к ножу, вилке, ножницам, 
половой тряпке, а научить этим пользоваться. 

5. Приобретая возможность самостоятельно передвигаться и 
разговаривать, малыш требует большей самостоятельности. 
Стремление к самостоятельности становится ведущей тенденцией его 
развития. В тоддлер группе малыши самостоятельны!. Само 
пространство здесь подстроено под их потребности и возможности, 
соблюдены все нормы безопасности. Приходилось ли вам встречаться 
с людьми безынициативными, несамостоятельными, безвольными? 
Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за 
этого в жизни такого человека, в жизни его семьи, близких! А начало, 
корни этих бед — в раннем детстве, когда подавлялось естественное 
стремление ребенка к самостоятельности. 

6. Впервые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к 
движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы 
ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь 
осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде 
развития точности движений. Материалы для упражнений и пособия в 
тоддлер группе настолько разнообразны, что обеспечат развитие всего 
комплекса двигательных навыков от бега до захвата предмета тремя 
пальчиками. Обеспечивая возможность малыша в разнообразной 
двигательной активности, мы естественным образом стимулируем 
развитие его головного мозга и всей нервной системы. Ребенок 
приобретает такие важные умения, как ориентирование, группировка 
по признакам, произвольная регуляция поведения (делаю то, что надо, 
а не только то, что хочу) и т.д. А это и есть «живой» интеллект, с 
помощью которого ребенок освоит и счет, и письмо, и чтение, когда 
придет для этого время.
 

Почему тоддлер группы дети посещают вместе с мамами? 

На первых порах любая деятельность, которую осваивает малыш, 
осуществляется совместно с близкими взрослыми. Мама поддержит и 
направит ручку малыша, похвалит, подбодрит ребенка. Постепенно дети 
овладевают деятельностью и становятся всѐ более самостоятельными в 
ней, способными начать ее по своей инициативе, организовать и 
выполнить, получая результат. Мамы и папы превращаются из активных 
помощников в наблюдателей. Дети, зная что их родители внимательно 
следят за ними, начинают еще больше стараться и испытывать чувство 
гордости – один из важнейших регуляторов социального поведения.

Поделиться: