Новости
Прочтите! Это интересно!
07
06/13


 

Уважаемые родители!

Мы продолжаем делиться с вами нашими мыслями, наблюдениями, опытом. Педагоги и психологи нашего Центра подготовили для вас интересный материал, касающийся воспитания и развития малышей.

Сегодня, предлагаем Вашему вниманию материал, подготовленный нашим психологом, педагогом Терещенко Еленой Николаевной!

      Когда речь идет о воспитании детей, то сразу вспоминается поговорка про метод «кнута и пряника». «Кнут» - это различного рода наказания, а «пряник» - это поощрения за хорошее поведение, похвала, позитивная «обратная связь».

Но, к сожалению, родители, да и сами дети более охотно говорят о наказании, о том, за что наказывали и как. А вопросы: «За  что  вы  хвалите ребенка?» или «За что родители тебя хвалят?», ставят в тупик и заставляют задуматься и родителей и детей.

Обидно, что про «пряник» часто забывают.  Из результатов психологических исследований: «Около 40% детей 5-6 лет не могут припомнить, когда и за что их хвалили, а еще примерно 40% детей на припоминание похвал требуется время, и их рассказ достаточно скуден, лишь 20% детей говорят, что их хвалят часто.

Первые 40% отличаются неуверенностью в себе и нередко либо агрессивны, либо, напротив, замкнуты. А вот те 20% детей, родители которых сочетают частую похвалу с порицанием, активны, обладают адекватной самооценкой и уверены в собственных силах».

 

     Отсюда следует самое важное правило: сочетайте наказание с поощрениями. Думаю, что хорошей пропорцией будет 30% порицания и наказаний, и 70% позитивной «обратной связи».

И кстати, когда мы говорим о поощрениях, речь вовсе не идет о «подкупе» («Если ты всю неделю будешь убирать кровать, я тебе куплю в субботу игрушку»). Ребенку – дошкольнику, школьнику и подростку – необходима и достаточна словесная похвала и одобрение. 

Поощрить  ребенка  - это внести в детскую душу радость, открыть перед ним возможность творчества. Скажите ему несколько добрых слов, и у него появится желание преодолеть трудности в учении или изменить в лучшую сторону свое поведение. Если часто обращать внимание на лучшие проявления в поведении ребенка, то наказания придется применять достаточно редко. И  сознательных, верных поступков у ребенка станет гораздо больше!

 

В наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна  справедливость. Вы можете выбрать любое наказание, но если ребенок считает его несправедливым, то оно будет совершенно неэффективным. Чтобы наказание было действенным, оно должно быть ориентированным на личность ребенка (одному достаточно строгого слова или даже неодобрительного взгляда, а другой этого слова даже не услышит, так как слишком погружен в какую-нибудь деятельность)  и зависеть от конкретного поступка.

Самое главное, даже будучи наказанным, ребенок не должен терять уверенности в том, что он любим и дорог. Выбирая наказание, необходимо думать о любви к ребенку, и вы не ошибетесь. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу,  следует руководствоваться некоторыми правилами:

 

1.       Перед наказанием дайте ответ на вопрос: "Для чего?" То есть, чего вы хотите добиться, применив наказание?  Ни в коем случае не наказывайте "за что-то". Это будет месть, отчаяние родителей.

2.      Наказание не должно вредить здоровью - физическому, психическому. Более того, наказание должно быть полезным.

3.  Если есть сомнения наказывать или нет, лучше не наказывать. Никакой профилактики, наказаний наперёд, наказаний "на всякий случай".

4.     Срок давности. Лучше не наказывать вообще, чем наказывать с опозданием (ребёнок просто не сможет установить связь между нежелательным поступком и наказанием). Запоздавшее наказание воспитывает в ребёнке негативное, возвращает к прошлому, а это приводит к регрессу, задержке духовного развития.

5.      Осуждайте само  поведение, не затрагивая  личности. Не оскорбляйте и не унижайте ребенка.

6.       Приводите в пример только его собственные поступки, чтобы ребенок знал, что он может сделать лучше, он уже так делал.

7.  При объяснении не бойтесь говорить о своих чувствах, используйте  «я-высказывания»: «Я разозлилась» или «Я расстроилась, когда ты…». Ребенку важно знать и понимать, что чувствует родитель.

8.      Наказанный - прощённый. Должен быть сохранён эмоциональный контакт с ребёнком. Наказание - завершение негативного этапа жизни. Страница перевёрнута, жизнь начинается сначала.         

 

 Поощрение - это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Попробуйте взять это на заметку:

1.      Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.

2.      Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

3.      Поощрения должны исполняться. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребёнка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

4.      Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

5.      Похвала должна быть законченной. Не делайте негативных оговорок после похвалы, типа: «Ты молодец, но если бы ты это делал каждый день…» В этом случае похвала теряет свое позитивное свойство.

6.      По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна, поэтому выделяют ограничители:

     - не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом               (красота, ум, сила, здоровье и т.д.) за исключением случаев наличия у     ребёнка физического недостатка или «комплекса неполноценности»;

      - не хвалить больше двух раз за одно и то же;

      - не хвалить из жалости;

      - не хвалить из желания понравиться.

Но обязательно хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

        И самое главное, стоит помнить, что личный пример важнее всего! Поэтому ведите себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ребенок. Успехов вам в этом не легком деле – воспитании детей.

При подготовке материала была использована книга практического психолога Юлии Василькиной "Что делать, если ребенок не слушается".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: