Новости
Прочтите! Это интересно!
21
03/13


Уважаемые родители!

Мы продолжаем делиться с вами нашими мыслями, наблюдениями, опытом. Педагоги и психологи нашего Центра подготовили для вас интересный материал, касающийся воспитания и развития малышей.

Сегодня, предлагаем Вашему вниманию материал, подготовленный нашим психологом, педагогом Носковой Евгенией Александровной!

Утро. Пью кофе. Во всех телевизорах страны бодрые ведущие стараются приобщить к новому дню еще умиротворённое сознание недавно проснувшихся россиян. Привлекает внимание кадр – репортаж о ферме, корреспондент, что то рассказывает, стоя около маленького теленка, протягивая к нему руку. «Ну же, ну, дотронься» - настойчиво пульсирует мысль в моей голове… 

Перед глазами 3D образ: Чувствую сладкий парной запах молока и сена, вижу, как мордочка маленького несмышленыша тянется ко мне, слышу, как втягивает мой запах и громкое на выдохе «п-ф-ф-ф-ф», ощущаю прикосновение влажного, теплого носа, к моей руке, с маленькими, щекотящими, волосками – усиками. Теленок облизывает мою детскую маленькую ручку, и принимая за соску, погружает себе в рот, вызывая коктейль эмоций: восторг, страх, драйв, нежность, принятие, доверие, таинственность, очарованность, сосредоточение. Дыхание замирает, мурашки сыпят бисером по коже…

Ну же, дотронься!!! Как я хочу испытать это снова, вернуться в детство. Бегать босиком по раскаленной солнцем дороге и шелковой прохладной траве, закапывать ноги в песок, прыгать в копышку душистого сена, пить парное молоко, прямо из дойника, вдыхать теплый сладкий ветер свежего меда из медогонки, и конечно же первые добытые дедом соты  - это для нас.

Воспоминания нахлынули, как волны океана поглощают берег одна за другой, катятся слезы. Вспоминается дедушка, его руки, запах дыма и воска, голос, сутуловатая фигура. Суетится по хозяйству. Все для него обыденно, а для меня самые яркие пятна в картине «Детство». 

Детские впечатления – на всю жизнь, самые стойкие, яркие. В своей книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлия Борисовна Гиппенрейтер, отмечает качества свойственные внутреннему миру ребенка: глубокая сосредоточенность, особенная впечатлительность, очарованность, сокровенность переживания, как самые важные в развитии ребенка и становлении его личности.

Мое детство было наполнено ощущениями, впечатлениями, яркими эмоциональными переживаниями. В этом большую роль сыграла среда (особенно каникулы в деревне), то пространство, которое меня окружало (природа, животные, быт), и свободный доступ к ней. Многие известные психологи и педагоги изучали роль окружающей среды, как моделирующую содержание духовного и физического развития, его склонностей, интересов, уровня активности.

Мы бегали босиком по песку, лужам, траве, горячему асфальту – испытывая свое терпение, выбегали под струи дождя – преодолевая страх и неприязнь, просили «бабку и дедку» засосать ноги в грязь - тренируя равновесие. Так развивались взрослые личностные качества.

Месили землю и воду, делали ручейки и строили им преграды, жглись крапивой, проверяли на прочность сосульки и таяли снег, мерили сугробы и лужи это первые открытия наук физики, химии, природоведения и экспериментирование – умение добывать информацию, удовлетворять любопытство, познавать мир.

Мне жаль, что подобный опыт ребенка, такая деятельность обесценивается в современном мире. Считается баловством и плохим поведением. Как много теряют дети, которых одергивают, приструнивают или просто не вовлекают в исследовательскую деятельность ребенка.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. А ограничения интеллектуальных впечатлений часто является причиной интеллектуальной пассивности.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

И не ужасайтесь, родители, читая вышеописанные наши детские эксперименты. Мы не были "бесхозными" и "заброшенными" детьми. У нас была свобода, свобода исследования! Ю.Б. Гиппенрейтер упоминает, что стремление к свободе – главное базисное качество человека, которое формируется в детском возрасте и является ведущим в развитии личности.

На самом деле многое об окружающем мире мы узнавали от взрослых, они нам показывали сами или рассказывали. Может поэтому, когда у меня родился ребенок, я спешила открыть ему весь мир. Мы лазили на коленях, рассматривали жучков, цветочки, опаздывая в садик, ломали первый лед на лужах, а параллельно пробегали стайками щебечущие о насущных проблемах мамочки с колясками, в которых сидели упакованные, похожие на плюшевых мягких мишек и заек дети. Мне вспомнилась девочка, моя воспитанница в детском саду, когда на прогулке к ней на одежду прицепился репейник и она бежала ко мне за помощью, с ужасом и брезгливостью на лице. Благодаря нашей включенности в природу, близкий контакт с ней развивается принятие, терпение и понимающее спокойствие.

Мы были всегда рядом со взрослыми, не под контролем, но втянутые в деятельность родителей, на огороде с маленькими леечками, на сенокосе со специально сделанными для нас грабельками и ворочалками, вереницей сопровождая бабушку к колодцу и на вечернюю дойку, чтобы ей не страшно было, наблюдая из окна, как дедушка собирает разроившихся пчел с высокой лиственницы (ведь это МЫ ему сообщили про рой и проследили куда он улетел), а потом вытаскивая из дедушкиных рук и лица пчелиные жала, жалея, что эти пчелы погибли. И в этом нас не принуждали, мы опять были свободны в выборе деятельности. Так мы изучали быт и культуру, учились уважению и почтению к старшим, приобщались к труду, развивали силу воли, учились самоконтролю.

Мы всегда были рядом с животными: коровами, курами, страшными индюками, забавными поросятами, собаками, котами. Мы с ними играли, заботились о них, выполняли важные поручения. Такой опыт помогал развивать ответственность, доброту, сопереживание. Формировал навыки общения с другим индивидуумом: собака – принимает, сотрудничает, кошка держит на расстоянии, воспитывая такт и навыки держать личные границы, цыплята – пугливые, с ними нужно воспитывать в себе выдержку.

«Ребятишки, смотрите, какую я пташку принес»- кричит нас дедушка, держа в руках желторотика воробьишку, которого мы посадим в корзиночку, будем ловить комаров и собирать на пасеке трутней, поить, согревать, и ждать когда опериться, чтоб учить его летать. Бесценный опыт сострадания и благотворительности, развитие эмпатии и доверия миру. И слыша высказывание другой воспитанницы, назовем ее условно, Танюшка, о том, что животных трогать нельзя – они все заразные, так сказала мама, понимаешь с сожалением, что ограничивая себя от внешнего мира, за чертой остается она сама. 

В книге «Аномалии родительской любви» Игумен Евмений обращает внимание на то, что родители, общаясь с детьми, неосознанно формулируют и передают им множество косвенных (непрямых) сообщений, выражающих их отношение к своим детям, к другим людям и к жизни в целом. Эти сообщения он называет «предписаниями», на основе которых ребенок принимает неосознанные решения о строительстве всей своей жизни. Многие успехи или неудачи взрослого человека зачастую основаны на тех предписаниях, которые он получил в детстве от своих родителей. Предписания бывают позитивными или негативными. А негативные предписания: «Не делай», «Не будь», «Не сближайся», «Не будь значимым», «Не будь ребенком», «Не взрослей», «Не добейся успеха», «Не будь собой», «Не будь нормальный», «Не будь здоровым» могут разрушающе влиять на жизнь ребенка. Зачастую, такая забота, продиктована внутренним родительским страхом, от которой ребенок «задыхается».

Вот и Танюшка получает от мамы информацию, о враждебности внешнего мира и немалую порцию маминого страха. Как же тяжело жить в недоверии, ощетинившись на весь белый свет. О каких открытиях, познании интересе может идти речь, когда страшно и нельзя?

В том же источнике Игумен Евмений разделяет процесс обучения на прямой, когда ребенку объясняют, что такое хорошо, и что такое плохо, и косвенный, который складывается при наблюдении ребенком за окружающим миром ежесекундно, ежедневно. Необходимо отметить, что косвенное научение оказывает на ребенка гораздо более сильное влияние, чем прямое. И это не случайно - ведь мы гораздо больше доверяем реальному опыту, чем словам.

… Застряв в сугробе, валенок слетел с ноги: «А- А- А» - будит криком зимний лес мой сын. Поздравляю тебя с новым открытием, сын, теперь ты знаешь, на всю жизнь, что такое «холод обжигает»!

 

P.S. Я не учу, не принуждаю, не утверждаю, что так только верно. Это моя философия жизни, мои наблюдения, мои размышления. Ведь «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу…» И еще несколько размышлений знаменитых людей, которые мне импонируют в этом вопросе.

 

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. (Ян Амос Коменский)

 

Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. (Жан-Жак Руссо)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)

Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив. (Василий Александрович Сухомлинский)

Детское воображение шире взрослого от того, что свободно ещё от реалий жизни. (Леонид С. Сухоруков)

Обычаи и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве, в расцвете юных сил, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете - если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и впоследствии в течение долгой жизни. (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди)

Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, не мыслим коллективный духовный порыв, коллективное переживание идеи. (Василий Александрович Сухомлинский)

 

 

Поделиться: