Новости
ПРОЧТИТЕ! ЭТО ИНТЕРЕСНО!
18
02/13

Уважаемые родители!

Педагоги и психологи нашего Центра подготовили для вас интересный материал, касающийся воспитания и развития малышей.

Сегодня, предлагаем Вашему вниманию материал, подготовленный нашим музыкальным руководителем                                                                                  Аксеновой Светланой Авенировной

Ранний возраст охватывает период от рождения до трех лет.

Именно в это время своей жизни малыши вместе со своими

мамами приходят в группы раннего развития.

Поэтому родителям важно знать, что происходит в жизни ребенка в этот период, и какое значение имеют целенаправленные и систематические занятия

по музыкальному воспитанию в группах раннего развития.

                                      

В раннем детстве происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни. Объем мозга к 7 месяцам удваивается, к 1 году и 6 месяцам утраивается. Новорожденный ребенок без посторонней помощи не может изменить положение своего тела, а к 10-11 месяцам уже успешно осваивает не только ползание, но и хождение! Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно различаются задачи развития и воспитания малыша.  

В настоящее время определены ведущие линии развития для каждого возрастного  периода.      

                                                                                                                          Для  детей первого года жизни - это зрительные и слуховые реакции, эмоции, социальное поведение, движения рук, действия с предметами, общие движения, подготовительные этапы понимания речи, навыки и умения в режимных процессах.

Для детей второго года жизни - сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь.

Для детей третьего года жизни - те же процессы, включая развитие навыков конструирования и изобразительной деятельности.

 

Известный педагог М. Монтессори называет эти периоды: «…периодами особой чувствительности, которая существует в развитии всех живых существ». Эти периоды временны и служат для того, чтобы ребенок мог приобрести определенную способность. И если у ребенка не было возможности действовать в направлении развития этой способности, то «… он упустил удобный случай естественным образом приобрести эту способность; и этот случай упущен навсегда…».

 

Эти периоды являются универсальными , т.е. возникают в процессе развития у всех детей. Они же и индивидуальны, т.к. время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть различными у разных детей. Как правило, протекание каждого из них характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом определенной восприимчивости.   

Основные сенситивные периоды:

период развития речи - 0-6 лет

период восприятия порядка - 0-3 года

период сенсорного развития - 0-5,5 лет

период восприятия маленьких предметов - 1,5-2,5 года

период развития движений и действий - 1-4 года

период развития социальных навыков - 2,5-6 лет

период развития восприимчивости к музыке - 1-6 лет

 

Отдельные умения, не сформированные в раннем детстве в дальнейшем развить просто не возможно. Часто родители, например, с гордостью заявляют, что их малыш научился ходить, минуя ползание. А ползание – важнейший период не только для физического развития, но и для развития коры головного мозга. Человеческий мозг ассиметричен: левое полушарие контролирует работу правой половины тела, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела. При рождении оба полушария работают автономно в силу незрелости. Формирующиеся функциональные связи полушарий упорядочиваются с помощью мозолистого тела. Именно во время ползания возникают перекрестные движения (левая рука - правая нога, и наоборот). Нервные волокна перекрещиваются, проходя через мозолистое тело, и способствуют становлению координации работы обоих полушарий, мозга и движений тела. 

 

Понимание этих процессов лежит в основе формирования содержания занятий по музыкальному воспитанию, особенно в области развития мелкой моторики и общих движений, развития чувства ритма и координации движений.

 

В раннем возрасте ребенок обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением», осваивает окружающий мир непосредственно, не обучаясь, не затрачивая на это усилий. Благодаря этой способности малышу удается за короткий срок построить свою картину мира.  

                                        

Какой будет эта картина мира, какими красками будет она нарисована,  зависит от взрослых людей, которые будут рядом с ребенком. Ребенок в возрасте от 0 до3 лет является эмоциональным камертоном, резонатором эмоций своих родителей, главным образом, матери. Его «впитывающее мышление» вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в окружающем мире.

 

 У малышей этого возраста отсутствует стремление к учебной деятельности. Ему важен не результат, а сам процесс действия. Главное в воспитании (в том числе и музыкальном воспитании) развивать способность детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать (а это и есть развитие психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления).

 

Повышенная двигательная активность - важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Известно, что к 3 годам дети за день совершают от 8000 до 10000 шагов. Задача родителей и педагогов – удовлетворить потребность малышей в разнообразных движениях, таких как лазание, перешагивании, прыжки. Эта задача также  прекрасно реализуется в содержании музыкальных занятий, где большую часть времени малыши проводят в движении. 
 
 
Динамические стереотипы (четкая последовательность, повторяемость одних и тех же действий, требований, ритуализация этапов деятельности), свойственные организации музыкальных занятий, поддерживают устойчивое эмоциональное состояние ребенка.      
                                                                                                                                                                       
Существенную роль в жизни ребенка играет эмоциональная сфера. С первых дней жизни, удовлетворяя потребность младенца в положительных эмоциях, мама напевает своему малышу пестушки, колыбельные песни, потешки и прибаутки, тем самым способствует развитию спокойного, активного, инициативного малыша. В состоянии эмоционального подъема повышается работоспособность детского организма, активизируется познавательная деятельность, ребенок легче и интенсивнее развивается.
 
Петь для ребенка и вместе с ребенком необходимо для его полноценного развития!
 
Не стоит сомневаться в своих вокальных способностях. Малыш в первую очередь воспринимает интонацию пения мамы, эмоционально реагирует на ее настроение, на теплоту ее голоса.
Тесный эмоциональный контакт ребенка со взрослым с первых дней жизни, формирование у малыша устойчивого эмоционального положительного настроя является основой для своевременного и успешного становления личности малыша. Музыка в этом вопросе выступает как самый надежный и благотворный помощник!

 

 

 

 

 

 

Поделиться: